Отредактировано:20.11.08 02:01
[B]Заметки ленивой мамы[/B]
Итак, мы выросли! Нам уже не просто год, а год и 5 месяцев. Это только люди, не имеющие детей, рассмеются снисходительно и скажут: "Какая разница!". Но мы-то, мамы, знаем, что в этом возрасте каждый день - эпоха, и разница между годовалым ребенком и ребенком, прожившим на Земле почти год с половиной, огромна. Так вот, позвольте Вам заметить, что и полтора года - не повод забыть о лени.
[B]О слове "нельзя"[/B]Без него, конечно, не обойтись. Дело не в педагогических принципах, это про-сто технически невозможно. Есть ряд вещей, которые делать нельзя. Нельзя трогать плиту, нельзя бить совочком по голове девочку в песочнице, нельзя сту-чать по бабушке кубиком... Да и мало ли, чего еще. Здесь есть один секрет. Вы сами должны быть уверены в необходимости запрета на все 100%. Если да - проявите твердость. Если нет - даже и не пытайтесь запрещать. Дети - телепаты, притом мысли понимают гораздо лучше, чем слова. В результате, во-первых, запретов будет намного меньше. Во-вторых, ваш ребенок быстро пой-мет, что "нет" - значит "нет", и протестовать будет, скорее, для порядка.
Второй совет. Не думайте, что словесного запрета для ребенка такого возраста будет достаточно. Это не я придумала, это давно известно, еще у Спока об этом читала. Лучше сразу "разлучите" ребенка с "запретным плодом". "Разлучив", подождите с минуту. Если протесты прекратятся - чудесно. Если нет - быстро подсуньте что-нибудь интересное. Только не затягивайте процесс, потом успокоить будет гораздо сложнее. Последнее время, когда Колька стал хорошо понимать речь, я пытаюсь объяснить в доступной форме причину запрета. Иногда понимает, но, скорее, это тренировка на будущее. Хотя моя подруга, педагог по профессии и мать двоих очаровательных детей 6 и 5 лет, утверждает, что он и сейчас понимает очень многое, и эти объяснения даром не пропадут. А ее мнению я очень доверяю.
[B]Как мы маме помогаем[/B]
Если ваш ребенок просыпал рис, горох или, скажем, заварку, не расстраивайтесь, не ругайте его и ни в коем случае не убирайте сразу. Пусть сам убирает. Дайте тару и сядьте рядом. Можно пить чай или разговаривать по телефону с подругой и радоваться, что ребенок развивает мелкую моторику. Когда ему на-доест собирать вручную, дайте веник и совок. Когда и это надоест, ну что ж... Считайте, что занятие окончено. Прекращайте бездельничать и включайтесь в уборку.
То же, если пролит сок или кефир. Дайте человеку губку. Польза тройная: ребенок при деле, развивается, лужа вытирается, вы занимаетесь чем-то полез-ным. Колька как-то полчаса так развлекался: выльет кефир, вытрет, выльет, вытрет. Кефир, конечно, не вернуть, но он все равно бесплатный, из молочной кухни.
А еще Колька вытирает пыль (бабушкиным халатом), протирает свои машинки, моет пол (шваброй или губкой для посуды) и пылесосит. А я его хвалю. Самое удивительное, что часто доделывать за ним не приходится.
[B]Как мы перестали все в рот тащить[/B]
Как известно, до года ребенок может облизывать умеренно грязные предметы без всякого вреда для здоровья, но с большой пользой для интеллектуального развития.
- Да-а-а, - протянула моя соседка, наблюдая, как мой одиннадцатимесячный сынуля облизывает найденную на газоне палочку, - и сколько вам еще времени осталось?
И, действительно, задумалась я. Сейчас я ему это разрешаю, а дольше-то что делать? Оказалось, ничего страшного. После года этот способ познания как-то отошел на задний план, уступив место более "цивилизованным". В результате регулировать процесс поглощения предметов стало гораздо проще. Помогло следующее упражнение. В руки детенышу дается нечто очень соблазнительное. Нечто такое, что можно держать, но нельзя совать в рот. Действительно нельзя, а не в педагогических целях. Главное, что бы вы сами были в этом уверены. В нашем случае это был дезодорант-спрей (дихлофос использовать не рекомендуется). И говорится: "На, но в рот - нельзя". При попытке сунуть в рот предмет отбирается обязательно с объяснением причины. Если просит опять - возвращается, но на тех же условиях. Так мы, периодически переругиваясь, развлекались минут 20. А потом в мозгу детеныша что-то "щелкнуло"... И с того дня проблему можно считать практически решенной. Но способ этот сработает только тогда, когда этап познания мира способом облизывания останется позади. Раньше лучше просто уберите все, что опасно совать в рот, и не треплите нервы ни себе, ни ребенку. Просто наберитесь терпения.
[B]Как мы дворниками работали[/B]
А вот вам еще одна история. Уж не знаю почему, но мой детеныш питал нежную любовь к окуркам и бутылкам. Особенно к водочным и из-под фанты. Стоило увидеть - визжал от восторга и бежал подбирать. И меня за собой волок, так как ходил тогда только, держась за мамину руку. Выглядело великолепно. Стоит этакий красавец-мужчина 11 месяцев от роду, в одной руку бутылка, в другой дама. То есть мама. Доволен, как его папа в той же ситуации. Шучу, конечно. У нас папа как раз некурящий и практически непьющий. Я, как известно, мама ленивая и спорить с детской жаждой познания не берусь. Поэтому разрешаю трогать почти все, что не режется, не колется и не взрывается. Но всему же есть предел. Не собирать же бычки ребенку из вроде бы вполне интеллигентной семьи! Попыталась отнять - плач поднял, будто самое дорогое от сердца отрываю. И тогда мы придумали компромисс. Тот же принцип: в руки брать можно, но вот в рот - увы! Только потянет в рот - немедленно отнимаю, нет - так и быть, носи. Это был первый этап. А потом мы придумали игру. Эти предметы - мусор. И, значит, их надо бросать в урну. И бросали, с энтузиазмом восклицая "Тьфу!". Так продолжалось около месяца.
продолжение в комментах :)